Журнал «Директор по персоналу», №8 АВГУСТ 2020
Чему теперь учить управленцев. Без этих навыков руководители тянут бизнес назад

Марина Миронова
директор по персоналу компании «ИК ВЕЛЕС Капитал»

Из этой статьи вы узнаете:
— Какие навыки развивать у руководителей, если основные стили менеджмента у них в порядке, а управлять дистанционщиками их уже научили на карантине.
— Почему никто уже не тренирует стратегическое мышление и какое видение требует от руководителя новый бизнес.
— Какая технология поможет управленцам быстро принимать решение в ситуации противоречий, когда невозможно найти консенсус.
— Какой навык развить у начальников, чтобы их команды перестали тратить рабочее время на выяснение отношений.

На карантине компании принялись лихорадочно обучать руководителей управлять дистанционными сотрудниками. Казалось, главная задача — добиться, чтобы персонал слаженно работал из любого места, а управленцы для этого владели современными инструментами контроля и мотивации. После снятия карантинных ограничений эти навыки уже освоены и все мы оказались в новой реальности — сотрудники варьируют работу из дома и в офисе, а компании вынуждены корректировать годовые планы. Чему выгодно научить управленцев в такой ситуации, узнаете из статьи.
Проявлять опортунистическое видение

Чтобы управленцы добивались целей бизнеса в моменте, а не строили неисполнимые планы на долгосрочную перспективу, научите их новому типу мышления. До кризиса все мы искали руководителей со стратегическим мышлением — то есть с умением видеть развитие компании в длительной перспективе во взаимосвязи всех направлений.

На мой взгляд, в период перемен выгоднее развивать противоположный навык — опортунистическое видение, по примеру книги «Успех без стратегии» Марка РОЗИНА. Это умение увидеть возможности в текущей ситуации — как, например, использовать наработки компании, чтобы успешно реализовать возникающие возможности. Чтобы развить такой навык, внедряйте программы по развитию гибкости в анализе ситуации с проективными кейсами по бизнес-ситуациям в вашей компании.

Ирина Гусакова, директор по персоналу сети магазинов «Улыбка радуги»:

«Развивайте у управленцев мета-навыки.Наших руководителей мы обучаем системному стратегическому и процессному менеджменту, управлению опытом компании и мета-компетенциям. К ним мы относим скорость и качество принятия решений, адаптивность, готовность к изменениям, инициативу, готовность к риску, креативность, инновационность. Развиваем личностную осознанность, определяем личностные психотипы, анализируем командный профиль, делаем выводы о дефицитах команды и инструментах, чтобы их компенсировать. Инвестиции окупаются качеством взаимодействия между людьми, снижением уровня трансакционных издержек, а также опорой в принятии решений на сильные стороны каждого в команде».

Внедрять резкие изменения без сопротивления команды

Чтобы бизнес пережил кризис, научите управленцев грамотно внедрять резкие изменения. Для этого организуйте для своих руководителей курсы с основными принципами внедрения нововведений: как анализировать бизнес-ситуации, в каком виде презентовать идеи, как вовлекать участников, работать с сопротивлением и делиться новостями о проекте. Без этих навыков любые изменения рискуют быть ошибочным и вызвать сопротивление и неприятие у персонала.
Принимать взвешенные решения по методике ТРИЗ

Чтобы не пробуксовывать важные бизнес-процессы, научите управленцев принципам эффективного принятия сложных решений. Для этого включите в курс по тренировке навыка принятия решений технологию решения изобретательских задач — ТРИЗ. Она позволяет найти нестандартные пути решения сложных ситуаций и повысить эффективность мышления в десятки раз.

Без тренировок по ТРИЗ руководители пытаются найти более правильную сторону из двух или компромисс, при котором противоречивые требования будут оптимально сочетаться, но это не всегда возможно.

Начинайте с абстрактных задач, они встряхнут руководителей от заевшей рутины. И только потом — переходите к проективным.

Абстрактные задачи для развития ТРИЗ-мышления у управленцев

Пример управленческой задачи по ТРИЗ:

Управленца просят выбрать двух сотрудников на сокращение. При этом команда и так перегружена задачами уже уволенных коллег. То есть одновременно нужно сократить и сохранить команду — это противоречие. Решение по ТРИЗ — сохранить и сократить одновременно. То есть вывести одного сотрудника на частичную занятость, а задачи второго плюс те, от которых устали оставшиеся, вывести на аутсорс. Так руководитель и сохраняет команду, и экономит бюджет.
Проявлять эмоциональный интеллект

Чтобы руководитель не только эффективно решал возникшие ситуации, но и предотвращал нежелательные, развивайте у них эмоциональный интеллект. Именно сейчас, когда подчиненные и коллеги находятся в стрессе, важно вовремя обнаружить проблемы у сотрудника и оказать ему первую помощь на своем уровне. Для этого проводите обучающие курсы для управленцев и хотя бы раз в квартал — еще и командообразующие мероприятия, можно и виртуальные. Так руководители лучше узнают подчиненных.

Елена ГУРЬЕВА, директор по персоналу компании «Курорт Доброград»:

«Прокачивайте у руководителей цифровые компетенции и тягу к трендам.
Обучайте руководителей информационным технологиям, которые активно входят в нашу жизнь. Невозможно грамотно регулировать процессы в организации без знаний специфики работы в новой среде и подготовки к работе с новыми высокотехнологическими процессами. Приучайте управленцев следить за тенденциями. Также развивайте у руководителей гибкость, многозадачность, принятие решений в условии неопределенности, управление изменениями и критическое мышление
».
Решать конфликты

Чтобы снизить накал отношений в коллективе, научите руководителей тактично устранять конфликты между подчиненными, коллегами и партнерами.

Опыт компании
Кроме обязательных курсов для руководителей, компания «ВТМ дорпроект» проводит и необязательные, от которых начальники вправе отказаться. Например, курсы о программе развития бренда и важности имиджа работодателя. Руководителей учат презентовать компанию на внешних мероприятиях, создавать привлекательный личный бренд, выстраивать долгосрочные дружеские отношения с деловыми партнерами. Кейсом поделилась директор по персоналу компании Гюзелия АЮПОВА.

Чтобы исключить трату оплаченного компанией времени на выяснение отношений, включите в программу развития руководителей курсы по работе с конфликтами.

Если будете развивать у ваших руководителей навыки из статьи, они выведут компанию к успеху из любых трудностей.
Какие навыки вы развиваете у руководителей?
Хотите получить консультацию?
Напишите нам и мы постараемся вам помочь
Заполняя форму на странице Общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛЕС Персонал» (место нахождения: 123610, РФ, г. Москва, Краснопресненская наб., д. 12, под. 7, эт. 18, электронная почта info@veles-personal.ru) (далее – Компания) в сети Интернет по адресу www.veles-personal.ru и осуществляя действия, направленные на передачу заполненной формы Компании, физическое лицо подтверждает, что: оставляет информацию о своем имени (фамилии и/или имении и/или отчестве); является законным владельцем и пользователем номера телефона и почтового ящика, информация о которых была представлена Компании; выражает свое согласие на получение от Компании посредством соответствующих средств связи информации о товарах и услугах Компании, о проведении акций, опросов, мероприятий, иной информации, направляемой заявителю в целях продвижения товаров и услуг Компании на рынке; ознакомлено и дает свое согласие с тем, что Компания будет в соответствии с ФЗ «О персональных данных» осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи. Согласие предоставляется на сбор, систематизацию, накопление, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача третьим лицам), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, как с использованием средств автоматизации, так и без использования таких средств. Целью обработки персональных данных является продвижение товаров и услуг Компании на рынке путем осуществления прямых контактов с заявителем как потенциальным потребителем с помощью средств связи, информация о которых предоставлена Компании. Срок обработки персональных данных: в течение 5 (пяти) лет с даты представления данных Компании или до ликвидации Компании как юридического лица (если данный факт наступит раньше). Заявитель вправе в любое время отозвать согласие на обработку персональных данных, содержащихся в форме обратной связи, путем направления Компании соответствующего заявления. Такое заявление может быть направлено в письменной форме, а также посредством электронной почты с использованием адреса электронной почты заявителя, указанного в форме обратной связи.